ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К СОБЕСЕДОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ УОСО, ПРОШЕДШИХ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ ИНЖЕНЕРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, И ПОСТУПАЮЩИХ
БЕЗ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА ИНЖЕНЕРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
При собеседовании учащимся предлагается выбрать билет и устно ответить на содержащиеся в нем вопросы. Структура билета включает 2 вопроса, один из которых отражает инвариантное содержание учебной программы факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», второй предполагает короткое мотивационное рассуждение (в объеме от 100 до 250 слов (от 0,5 до 1 страницы текста)) абитуриента о значимости инженерной деятельности, преимуществах обучения по инженерным специальностям, собственном интересе к инженерии.
При ответе на второй вопрос приветствуется представление портфолио, описание наиболее значимого проекта, выполненного в рамках факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию».
- Перечень вопросов, отражающих инвариантное содержание учебной программы факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию»:
- Перечислите и охарактеризуйте этапы промышленной революции?
- Какие принципиально новые технологии и источники энергии были ключевыми на каждом этапе промышленной революции и как это повлияло на экономику и жизнь людей?
- Влияние каких научных открытий и исследований стало решающим фактором для перехода к четвертой промышленной революции?
- Что такое смарт-технологии и как они применяются в концепции «умного» производства?
- В чем состоит преимущество создания компьютерных моделей деталей и узлов по сравнению с их вычерчиванием?
- Какие возможности создает для процесса проектирования и изготовления машин наличие цифровых моделей?
- Какую информацию о созданной детали и сборном элементе содержит в себе цифровая модель?
- Какие возможности для работы открывает 3D-моделирование для конструктора и технолога?
- Охарактеризуйте понятия «Автоматизация» и «Роботизация» производства. В чем их сходство и отличие?
- В чем преимущества виртуальных испытаний? Какие задачи они решают?
- Что такое «Интернет вещей» (IoT)? Приведите примеры реализуемых на практике систем, соответствующих этому понятию?
- Какие области науки и технологии получают наибольшую выгоду при использовании ИИ?
- Что такое «Искусственный интеллект» (ИИ)? Приведите примеры машин или технологий, использующих ИИ.
- Что такое виртуальная реальность и дополненная реальность? Приведите примеры использования данных технологий в инженерной деятельности.
- Какова роль датчиков и сенсоров в робототехнике. Опишите известные Вам датчики в зависимости от их назначения и принципа действия.
- Что такое беспилотный транспорт? Какие цифровые технологии он использует? Какие элементы и функции обязательно присутствуют в беспилотном транспортном средстве?
- Что такое «Большие данные» (Big Data)? Какова их роль и место в современной технике?
- Как инженеры используют экономические знания при проектировании и строительстве?
- Какие Вам известны механизмы поддержки стартапов?
- Какие предприятия (организации) включает в себя строительная отрасль?
- Какие материалы и изделия выпускают предприятия строительной сферы?
- Какие знаковые объекты строительства в Республике Беларусь Вы можете назвать?
- Что такое календарный график строительства и для чего он разработан?
- Назовите самые распространенные полезные ископаемые, добываемые в Республике Беларусь.
- Назовите преимущества использования беспилотной авиации при планировании горных работ.
- Перечислите виды работ, которые могут выполнять горные машины.
- Назовите районы добычи калийных руд в Республике Беларусь.
- Какие полезные ископаемые являются предметом экспорта Республики Беларусь?
- Как геологические исследования помогают определить месторождения полезных ископаемых?
- Какие экологические проблемы могут возникнуть в процессе горнодобывающей деятельности?
- Какова роль инженера при разработке месторождений полезных ископаемых?
- Что такое экологически чистые технологии? Чем они отличаются от традиционных технологий?
- Как Вы объясните понятие «Истощение природных ресурсов», «возобновляемость и исчерпаемость природных ресурсов»?
- Что такое автомобильная дорога? Какие виды дорог существуют в зависимости от их назначения?
- Какие материалы используются для строительства дорожных покрытий и оснований?
- Что такое транспортная развязка? Какие преимущества дают транспортные развязки в больших городах?
- Как и почему карты искажают размеры? Как на современных топографических картах изображают рельеф?
- Балтийская система высот – что это такое? Для чего выполняется привязка объектов местности?
- Какие металлы используются при изготовлении двигателей автомобилей и самолетов?
- Почему одни металлы ржавеют, а другие нет (например, Аl, Fe-сплавы и др.)? Как можно защитить ржавеющие металлы от разрушения?
- В каких известных Вам отраслях промышленности применяют обработку материалов давлением?
- Представьте, что нужно создать деталь для велосипеда (например, раму). Какими свойствами должен обладать металл, чтобы обеспечить стабильность конструкции (предложите свой материал и укажите свойства стабильности конструкции велосипеда)?
- Как Вы думаете, возможно ли заменить в будущем металлы полностью другими материалами? Свой ответ обоснуйте.
- Перечислите области применения лазерных технологий.
- Охарактеризуйте понятия «нанотехнологии» и «наноматериалы». Назовите основные виды наноматериалов.
- Приведите несколько примеров использования нанотехнологий в промышленности. Опишите перспективы их использования.
- Какие предприятия производят автомобили и другие автотранспортные средства в Республике Беларусь?
- Какие виды автомобилей и других автотранспортных средств Вы знаете? Какие классы легковых автомобилей Вам известны?
- Из каких узлов и систем состоит легковой автомобиль?
- Какие основные типы двигателей используются в легковых автомобилях? Чем отличается двигатель внутреннего сгорания от электрического двигателя?
- В чем состоит основное преимущество электромобилей по сравнению с автомобилями с ДВС?
- Что представляет собой электрическая станция? Какие виды электрических станций Вы можете перечислить?
- Какое топливо используется на тепловых электрических станциях?
- Какие источники альтернативной энергии Вы можете назвать?
- Что лежит в основе обеспечения радиационной безопасности при эксплуатации Белорусской АЭС?
- Какие Вы видите перспективы развития энергетики в Республике Беларусь?
- Назовите несколько крупнейших потребителей электроэнергии в Республике Беларусь?
- В чем состоит особенность организации рабочего места современного инженера?
- Охарактеризуйте содержание деятельности современного инженера по выбранной Вами специальности?
- Назовите предприятия химической промышленности в Республике Беларусь.
- Примерный перечень тем для короткого мотивационного рассуждения
- Почему я выбрал профессию инженера?
- В чем важность обучения по выбранной инженерной специальности?
- Почему быть инженером престижно и перспективно?
- Почему работа инженера важна для развития экономики нашей страны?
- Как инженерные решения формируют наше общество и влияют на его развитие?
- Почему важно развивать инженерное образование и как оно влияет на будущее экономики?
- Почему меня привлекает инженерия?
- Как выбранная инженерная специальность позволит мне реализовать свои способности и интересы?
- Почему я вижу инженерию как сочетание науки и искусства, где можно реализовать свои творческие идеи?
- Как инженерная профессия позволит мне объединять знания из различных наук и применять их на практике?
- Какие возможности предоставляет профессия инженера для постоянного развития?
- Как я смогу в будущем использовать свои инженерные знания для решения социальных проблем и улучшения качества жизни людей?
- Почему выбор профессии инженера открывает двери к стабильной и востребованной карьере в условиях современного рынка труда?
- Какие достижения успешных инженеров вдохновили меня на выбор этой профессии?